Петро Бит: другие произведения.

Умирал последний фантаст...

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Петро Бит (petrobit@gmx.net)
  • Обновлено: 20/06/2003. 10k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стиль и сюжет буду еще подправлять. Так что я дерзаю дальше, а вы читайте.

  • 
    
    
    
    УМИРАЛ ПОСЛЕДНИЙ ФАНТАСТ...
    
    Умирал последний фантаст из рода человеческого. Позади были тьмиллионы лет
    развития жанра. Но последняя книга, которую он написал была посвящена ее 
    истории. Почему истории? Сразу же всплыли воспоминания, пылящиеся в его
    сознании уже несколько миллионов лет.
    
    - Нет, Бирхендорф Ли Д'Убравский, ты определенно романтик, - в их время это 
    звучало как оскорбление.
    - Да какой я романтик? - Бирхендорф не заметил нападения, увлеченный
    своими мыслями, - пока остается хотя бы один нераскрытый закон я хочу 
    быть фантастом, хочу поражать воображение людей, хочу рассказывать им 
    о будущем, которого никогда не будет, о прошлом, которого не было. Наконец, я 
    хочу удивлять их загадкой невозможного, того, чего вообще никогда не могло 
    быть.
    - Мама моя, Вселенная! Какое воображение? Какое будущее? В мире остался всего
    один неоткрытый закон! Один! Ты понимаешь? - собеседник Бирхендорфа вышел из
    себя, хотя это было просто неприлично для их времени, - только закон о 
    пространственном напряжении между двумя вероятностно-временными континуумами 
    в точке конфлуенции информационных полей. Ну что же здесь загадочного?
    - А вдруг этого закона не существует? Что было бы, если бы этого закона не
    было?
    - Ты что с ума сошел? Лучшие сознания нашей эпохи уже доказали, что он 
    существует. Только пока не довели его до ума.
    - А вдруг...
    - Слушай, Бирхендорф, ну нельзя же быть таким глупцом! Какая разница, что было
    бы, если бы... Важно то, что есть. Какой смысл в этих фантазиях? Я вообще не
    понимаю откуда эта фантастика взялась? Какой дурак ее придумал?...
    - О, а это мысль!
    - Написать рассказ про этого самого дурака?
    - Бери шире. Написать историю фантастики...
    Собеседник ответил ему лишь растерянной задумчивостью.
    - ...в которой я, наконец-то, в угоду всем противникам романтики,
    опишу как человечество дошло до такой степени... скажем, развращенности, что
    создала и увлеклась фантастикой.
    - В первый раз я слышу от тебя разумные слова.
    - И не в последний.
    
    На том они и разошлись. А Бирхендорф засел за свою историю. Его
    отделяла не пропасть, а время, за которое та Вселенная, в которой была рождена
    фантастика уже умерла. Но в его распоряжении еще оставались архивы, и, к тому 
    же, ему удалось получить разрешение на исследование давно умершей Вселенной. 
    Наконец, через два миллиона лет он написал свой увесистый труд в
    ста двадцати томах "История фантастики Метавселенной". Научные круги 
    взорвались дискуссией о предмете исследования и его отношении к познанию. 
    Культурные деятели разных рангов теперь пытались быть с Бирхендорфом на 
    дружеской ноте и уже хотели ему заказать истории прозы и лирики. Многие, кто 
    прежде считал Бирхендорфа, по крайней мере, чудаком нашли общие интересы с ним. 
    Sic venit gloria mundi.
    
    Самого же Бирхендорфа поразило то, что истоки фантастики невозможно было 
    определить точно во времени и пространстве. Казалось бы - такой великий факт, 
    а люди не удосужились даже сохранить его в неприкосновенности для потомков. 
    Бирхендорф сам лично относил его к периоду первых экзопланетарных полетов 
    (плюс-минус тысяча лет). Изучая историю жанра он также встретил ее схожие 
    черты с еще одним понятием, которое как он понял раньше много значила для 
    человека - религией. Он даже смел предположить на страницах своей книги, что 
    в определенный период времени она значило даже больше (задумайтесь!) 
    чем фантастика. 
    
    Если же говорить о причинах возникновения фантастики, то Бирхендорф относил
    это все к невежеству тех существ, которые были очень далекими предками 
    современных людей.
    Которые не знали, что их ждет, а часто не знали и что было прежде. Вначале,
    они плодили прообразы фантастических произведений, в которых под
    видом догм проповедовали свои взгляды на то, что было, и на то, что будет.
    Конечно, первоначально, их взгляды почти всегда опирались на первобытные 
    воззрения о мире. Бирхендорфу даже удалось найти пару упоминаний на первые 
    попытки создания фантастики: книги "Дола" (или "Тола") и "Бублис" (по поводу
    этой книги мнение многих маститых историков прошлого расходилось и некоторые 
    из них называли ее "Беблис"). В каждой из них говорилось об одном персонаже - 
    то ли Поке, то ли Боке, об истории его жизни и его родственников. Поздние 
    комментаторы даже смели утверждать, что в канве этих произведений были аллюзии 
    на научные факты, но мы вправе им не доверять по той причине, что эти аллюзии 
    могли быть, скорее, в их голове, а не в тексте. Естественно, для Бирхендорфа 
    оставалось загадкой как это было связано с былым и грядущим. На этот счет 
    он изложил свою гипотезу. Он предполагал, что этот Пок был первым, кто вывел 
    законы, на основании которых он мог предугадать более-менее точно (для его 
    времени, конечно) будущее и прошлое. Конечно, Бирхендорф мог исследовать и 
    нужный сектор пространства-времени, чтобы узнать это наверняка, но у него 
    просто не было ресурсов, чтобы отыскать буквально иголку в стоге сена 
    (выражение, понятное современникам, но давно потерявшее смысл своих 
    отдельных слов).
    
    Далее шел период уже становления фантастики как жанра, позволяющего завлечь
    читателя в книжную трясину картинами невозможного, будущего и прошлого.
    Современному человеку (а между прочим за время написания истории последний 
    закон таки был открыт), конечно же, это покажется загадкой зачем вообще 
    утруждать себя чтением подобной галиматьи: о том, чего никогда не будет или 
    о том, что, может быть, будет, но очень нескоро, а может даже и вне пределов
    существования читателя. Но люди (если их, конечно, можно так назвать) прошлого 
    не утомляли себя такими вопросами и просто глотали подобного рода литературу
    или читали ее запоем. Впрочем, за первоначальным периодом увлечения фантастикой
    шел период спада, так как настал 
    "золотой век", то есть период, когда человечество тешило себя мыслью, что
    подошло ко всем пределам возможного. Потом же, какая-то катастрофа дала новый 
    толчок прогрессу и влияние фантастики на умы было восстановлено. Но дальнейшая 
    история фантастики, выражаясь языком физики - древней мертвой науки, 
    представляет собой затухающее колебание. Подъемы чередовались со спадами, но 
    интерес к фантастике становился все меньше и меньше по мере открытия новых 
    законов науки, по мере коллапсирования пространства невозможного, которое 
    человеческий ум мог преобразить в материальную точку произведения искусства.
    
    Наконец, Бирхендорф подошел и к современной эпохе, которая началась пять
    миллиардов лет тому назад. Она была ознаменована тем, что неоткрытые законы
    Природы (тоже древнее понятие невежественных предков, которым они обозначали
    обычно либо мир их родной планеты или же, как максимум, законы их Вселенной) 
    были уже наперечет. А эпоха так и называлась Эпоха Последних Пятидесяти 
    (Законов). Но теперь и она подходила к концу. На горизонте маячила немного 
    страшащая Эра Беззакония. Что стояло за ней, не знал ни один из современников. 
    Вернее, они могли узнать, но не хотели в привычек и устоев сложившихся в 
    современном мире, а это означало, в свою очередь, что это можно было веско
    обосновать, но лично Бирхендорфу просто было недосуг. Одно было ясно - 
    фантастика как жанр уже была не нужна человечеству и она умирала...
    
    Бирхендорф прервал воспоминания, ему надоели эти тяжкие думы, которые вновь и
    вновь возвращали его в реальность, напоминая о смерти. Которые убивали его 
    любимый жанр, его Фантастику, таким образом, не дав ему ни одного шанса на 
    осмысленное существование в грядущем. "А, может, все-таки...  где-то осталось
    тепленькое местечко и для фантастики?", но Бирхендорф быстро отбросил эту 
    мысль. Естественно, умирать было тяжело, но он уже давно сознательно решился 
    на это сам. Он сделал свой выбор и теперь все нужно было довести до конца,
    чтобы, по крайней мере, его не упрекали после смерти в непоследовательности. 
    Он позвал своего ближайшего друга и сознание, с которым он был в родственных
    отношениях.
    
    - Ментополк, я как и задумывал решил отойти в небытие.
    - Хорошо, мы сделаем, все как ты хотел. Ресурсы твоего сознания будут 
    распределены между другими сознаниями Нас. Но, если хочешь, какую-то часть
    твоего сознания мы можем сохранить для развития нового сознания Нас, которое
    воспитаем для любой области искусства или науки, как ты любишь 
    называть эти древние области деятельности человечества (которые сейчас не 
    различаются для ясности). Вернее, мы, сознания, может прийти к общему мнению,
    согласному с такой позицией, а потом уже Мы подтвердит бывать тому или нет.
    - Я ценю вашу сознательность, но я не хочу этого. Фантастика была одним из
    направлений искусства. И я все-таки был рожден, когда искусство признавали 
    отдельным жанром творчества. Теперь же когда оно окончательно слилось с наукой 
    и другими направлениями созидания и уже одной ногой в небытии, как и я... 
    Нет, пусть я буду разделен между сознаниями, которые принесут большую пользу 
    человечеству, чем исследованию умирающих призраков прошлого.
    - Мы поддержим любое твое решение, Бирхендорф Ли Д'Убравский.
    - Но ты знаешь, с другой стороны как-то жаль, что умирает часть человечества,
    часть гуманизма, который освещал нам дорогу в будущее на протяжении тьмиллионов
    лет.
    - Не тебе жалеть, Бирхендорф. Ты решил умереть, мы остаемся. Мы будем оценивать
    этот факт. Нам с ним жить. 
    - Да будет так. Вспомните обо мне, может, еще через тьмиллионы лет. Просто, чтобы
    понять было ли мое существование нужным для человечества или нет.
    - Все сознания бывшие частью человечества были нужны ему так или иначе.
    - Но когда я почти все свое существование работал иногда практически только из
    собственного любопытства...
    - Но это не важно. Твою пользу для человечества будет оценивать только оно само,
    а не ты или другие сознания.
    - Да...? - он задумался, - ты наполнил смыслом мою смерть, Ментополк, и я буду
    тебе благодарен до последнего моей мысли. Спасибо.
    
    И он стал частью других.
    
    18-20 июня 2003 г.
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Петро Бит (petrobit@gmx.net)
  • Обновлено: 20/06/2003. 10k. Статистика.
  • Рассказ: Фантастика
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.
    Журнал Самиздат
    Литература
    Это наша кнопка